meet musicAeterna
Каждый понедельник артисты musicAeterna рассказывают о себе и отвечают на ваши вопросы.
Елизавета Свешникова
В ДВУХ СЛОВАХ
Сопрано, в хоре musicAeterna с 2012 года. Развивает сольную карьеру, особенно успешно — в музыке барокко и классицизма. Не может жить без работы, но ценит время, проведенное с семьей. Любит искусство Ренессанса. Увлекается флористикой. За рулем может послушать и византийскую литургию или Эминема, пьесы для клавесина или дип-хаус.
31 января в Капелле Петербурга и 2 февраля в Большом зале Московской консерватории на концертах musicAeterna и Дмитрия Синьковского Елизавета Свешникова поет партию сопрано в Магнификате Баха.
31 января — sold out
2 февраля — на нашем сайте: (https://vk.cc/ckg7xZ) и
на сайте БЗК (https://vk.cc/cl5dVp)
В ДЕТАЛЯХ
— Между хором и сольной карьерой
Когда музыка — это жизнь, то стремишься к большему количеству сольных проектов. Было грустно, когда в период пандемии интересных предложений стало меньше. При этом я очень люблю петь в хоре. Благодаря пониманию со стороны Теодора Курентзиса и нашего хормейстера Виталия Полонского могу совмещать работу в musicAetena с моими творческими интересами.
— Петербург навсегда
Петербург — мой родной город. Здесь я родилась, выросла, окончила дирижерско-хоровой факультет в консерватории, а потом и вокально-режиссерский факультет. Пожалуй, для меня самое знаковое, можно сказать, святое, место в городе — район Хорового училища имени Глинки, Мариинского театра, консерватории. Здесь были любимые педагоги и уроки, первые ошибки и первые сценические практики, обсуждения и споры с друзьями. Студентами мы пересмотрели с галерки весь оперный репертуар Мариинки, а после спектаклей бежали на метро под закрытие, чтобы успеть добраться до дома. Это было самое счастливое время.
— Ритм musicAeterna
musicAeterna — это не работа, а образ жизни. Ты всегда находишься в движении: выступаешь на гастролях, проводишь многие часы на репетициях в Доме Радио. Довольно сложно совмещать это с размеренным семейным бытом. С другой стороны, ребенок привыкает видеть такую настоящую активную жизнь, связанную с высокими творческими целями.
— Идеальный выходной
Для меня это прогулка с семьей где-нибудь за городом. Еще разгрузиться эмоционально помогает физический труд: в последнее время я увлеклась флористикой, люблю уезжать на дачу и возиться с растениями в саду.
— Музыка в машине
В свободное время могу слушать очень разную музыку в зависимости от настроения. Прийти в эмоциональное равновесие помогает византийская литургия, а когда хочется добавить динамики и ритма, могу поймать на радио дип-хаус или Эминема. За рулем я тоже часто включаю старинную музыку, например пьесы для клавесина соло, или — когда еду с ребенком — классику, адаптированную для детей. Единственное, не люблю навязчивую поп-музыку.
— Ренессанс mon amour
На мой взгляд, эпоха Возрождения — это вершина в истории мирового искусства. Я очень люблю живопись Тинторетто и скульптуру Бернини. Мне особенно близок по духу итальянский Ренессанс, и, побывав впервые в Риме и Флоренции, увидев эти шедевры собственными глазами, я убедилась, что это искусство от Бога.
— В борьбе за аутентизм
В России на уровне высшего музыкального образования нет традиции обучения исторически информированному исполнительству. Всему приходится учиться самому. Искать оригинальные партитуры, читать трактаты, изучать старинные европейские языки и диалекты, копаться в записях концертов и мастер-классов… Мне очень помог муж, который сам специализируется на старинной музыке, в особенности на французском барокко. Именно он открыл для меня многих композиторов помимо Монтеверди и Джезуальдо, научил определенным техникам. Занятия старинной музыкой предполагают большую исследовательскую работу. Но даже с учетом всей накопленной информации нельзя полностью реконструировать звучание произведений, написанных несколько веков назад, — можно лишь приблизиться к этому.
— Внутри трехсотлетней музыки
Когда занимаешься старинной музыкой на протяжении многих лет, адаптируются и голосовой аппарат, и мышление, формируются специальные навыки и приемы. В 2008 году я взялась за первый подобный проект — цикл кантат Буамортье «Времена года». В тот момент, когда я получила на руки манускрипт на старофранцузском языке с неадаптированными нотами, я была в шоке — настолько это казалось сложно (хотя и безумно интересно). Сегодня я чувствую себя в старинной музыке как рыба в воде: накопленные за прошлые проекты опыт и знания позволяют исполнять ее в правильном ключе. Конечно, всегда есть чему учиться, особенно если за дирижерским пультом человек знающий и способный четко сформулировать, что он хочет услышать от музыкантов. В этом смысле с такими дирижерами, как Теодор Курентзис или Дмитрий Синьковский, я ощущаю себя уверенно и могу развиваться как вокалистка.
Вы можете задать Елизавете вопрос в комментариях под постом
Фото: Никита Чунтомов, Александра Муравьева, Гюнай Мусаева